logotype
Rembrandt Harmenszoon van Rijn
image1 image2 image3 image3

Рембрандт. “Ночной дозор”.

Ночной дозорЭта картина интересна тем, что после этого, началась “черная полоса” в жизни Рембрандта. Но об этом позже. Поводом картины “Ночной дозор” послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году. Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: каждая рота должна была заказать свой групповой портрет.

Заказы получили шесть художников. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек. Заказчики  заплатили 1600 флоринов, за групповой портрет своей роты. Это было время, с 1618 по 1648 год, когда в Европе шла Тридцатилетняя война, и жители голландских городов брались за оружие, для защиты своих домов.

 Яркие лучи высвечивают фигуры, кружева, лица , парчовые одежды и многие другие детали. Все в ожидании построения и разными делами: кто размахивает копьём, кто занят зарядкой мушкета, кто стучит в барабан, кто смотрит по сторонам. Все ждут команду, им не терпится выступить общим боевым строем, гордо прошагав перед знакомыми и родными. Ведь они — защитники города!

Заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами.Художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек! Кто они — неизвестно.

Кроме того, несмотря на внешнюю парадность шествия, у Рембрандта получился шарж на “защитников” Амстердама.

фрагмент1Перчатка в руке главного персонажа капитана Кока фрагмент2свидетельствует о рассеянности ее владельца. Если приглядеться, то можно заметить, что Кок в правой одетой в перчатку руке держит вторую правую перчатку! Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Точно ли они были таковы, неизвестно. Но с точки зрения смеховой культуры, подобный жест унижает того, к кому обращен.
фрагмент3Коротышка за спиной капитана Кока представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя Петрушки) народного театра XVII–XVIII столетий. На нем штаны по моде XVI века и старый испанский шишак, который голландцы никогда не носили. Шлем увенчан дубовым фрагмент4венком, полагавшимся за доблесть. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило.

 Запал в руке мушкетера, насыпающего порох на ружейную полку, — свидетельство его неумения обращаться с оружием. Стрелок держит фитиль в слишком опасной близости от горючей смеси. Таким образом, фрагмент7
всякому человеку, хорошо знакомому с военным делом, становилась понятна боевая ценность этого ополченца.  фрагмент6Левая рука мушкетера в красном — еще один намек на карнавальную культуру. У стрелка шесть пальцев, как и у театральных кукол той эпохи, изображающих шутов.

Одно из самых освещенных мест картины "Дозора" - изображение странной девочки в золотом наряде. Она кажется карлицей: ростом с ребенка, но с лицом молодой женщины. Лицо ее напоминает Саскию, жену художника… Рембрандт начал писать "Ночной дозор" счастливым семьянином, а закончил вдовцом. Это родное для него лицо в толпе вояк – может быть, последний портрет любимой. На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с фрагмент5
крупными когтистыми лапами. Возможно, это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова "коготь" и мушкет звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами ("klovenier"). Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы. Девочка в желтом, вполне может быть также пародией на маскотту — живой талисман, который стрелки брали с собой на войну. Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). У сорванца тоже кубок — намек на то, что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно.

В своей картине "Ночной дозор" Рембрандт фрагментарно вырисовывает историю заказного убийства лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга. Все жесты и позы, каждого из 34 персонажей картины, при более детальном рассмотрении их зрителями, указывают на заказчиков убийства.
Один из персонажей картины, который расположен в правой ее части (если лицом к зрителю), указывает правой рукой на двух богатых аристократов лидирующих кланов Амстердама (они, соответственно, стоят на левом краю картины) - это и есть заказчики убийства.

Именно после недовольства заказчиков картиной и пошла полоса финансовых неудач Рембрандта. К концу жизни ситуация с заказами на картины у Рембрандта становилась все хуже, выставляли требования кредиторы, в конечном итоге он распродал все свое имущество, переехал на окраину Амстердама и умер уже будучи совсем разоренным.
Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение.

Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества. Затем, когда общество распалось, ее перенесли в городскую ратушу и поместили в большой зале, в простенке между окнами. Но картина не входила в предназначенное для нее пространство: пришлось обрезать ее с двух сторон.

Картина висела не на виду, в плохом освещении, против камина, в котором почти постоянно поддерживался огонь; она подвергалась порче и от дыма, и от пыли. Наконец в середине XVIII века амстердамский городской совет поручил реставрацию картин, украшавших ратушу, живописцу Ван Дейку. Начиная с XIX века, голландцы уже не позволяли себе ничего делать с признанным шедевром, его нужно было только беречь от завоевателей: картину прятали от Наполеона и от Гитлера.
Последний раз эта картина Рембрандта покидала музей в 1939 году. Туманной ночью, незадолго до вторжения немцев в Нидерланды её доставили в безопасное место. До 1945 года свёрнутое в рулон произведение хранилось на глубине 35 м под землей в одной из пещер Синт-Питерсберга у города Маастрихт.
После Второй мировой войны полотно пришлось основательно реставрировать.
Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения. Первый раз был вырезан кусок холста. В 1975 году безработный учитель порезал ножом холст, в двух местах. Картину спасли, а несчастный вандал покончил с собой. В 1990 году еще один безумец обрызгал полотно кислотой, к счастью пострадал только слой лака.

 

2017  Рембрандт Харменс ван Рейн   globbers joomla templates
Знаменитые художники Голландии